"Замечательная машина — вертолет. С каждым днем она все больше внедряется в нашу жизнь. Есть, однако, у этой машины существенный недостаток: сравнительно небольшие скорости полета. Даже мировой рекорд скорости полета на вертолете в 2—3 раза меньше обычной рейсовой скорости современного реактивного самолета. И если скорости самолетов с каждым годом растут, то вертолет уже близок в своему «потолку». Невысокие скорости органически присущи этой машине. Почему? Вертолет может вертикально подниматься и висеть в воздухе благодаря тяге, которая создается так называемым несущим винтом большого диамбтра, установленным в горизонтальной плоскости. Лопасти этого винта представляют собой по существу вращающиеся крылья. Для того чтобы крыло создавало подъемную силу, его должен со значительной скоростью обтекать потов воздуха. У обычного самолета это возможно лишь при поступательном движении всей машины. У вертолета, когда двигатели его работают и винт вращается, подъемная сила возникает на лопастях винта и при неподвижном положении самой машины. Так становятся возможными вертикальный взлет, вертикальная посадка, висение в воздухе. На этих режимах скорость обтекания всех лопастей несущего винта воздушным потоком одинакова. При горизонтальном полете несущий винт работает в условиях несимметричной обдувки. У лопасти, которая в данный момент движется в том нее направлении, в котором летит вертолет, скорость обтекания будет больше, чем у лопасти, движущейся против направления полета машины. (В первом случае скорости лопасти винта и полета вертолета суммируются, во втором — вычитаются.) На современных вертолетах лопасти несущих винтов крепятся к втулкам через горизонтальные и вертикальные шарниры. Это позволяет им смещаться в вертикальной плоскости относительно горизонтального шарнира — совершать маховое движение, а в горизонтальной плоскости (в плоскости вращения) — относительно вертикального шарнира. Благодаря маховому движению лопастей происходит выравнивание их подъемной силы, несмотря на разную их скорость относительно набегающего потока. С той стороны несущего винта, где скорость обтекания больше, угол атаки лопастей уменьшается