"Значительных успехов добились вертолетостроители и в создании вертолетов двухвинтовой соосной схемы. Эти машины проектируются в конструкторском бюро, которое создал Н. И. Камов. Первой работой этого ОКБ был «летающий мотоцикл» — маленький одноместный вертолет с открытым сиденьем для летчика — Ка-10. Затем появился вертолет Ка-15. Он использовался для сельскохозяйственных работ, для патрулирования трубопроводов, линий электропередач и перевозки почты. На базе этой машины в 1967 г. был создан вертолет Ка-18. Он может ль перевозить 3 пассажиров, использоваться для неотложной медицинской помощи, разведки полезных ископаемых, проводки судов, в сельском в лесном хозяйстве. На Всемирной выставке 1958 г, в Брюсселе вертолет Ка-18 получил золотую медаль. В конструкторском бюро Н. И. Камова в 1965 г. создан более совершенный легкий вертолет соосной схемы — Ка-26. Отличительные черты этой красивой машины — надежность, универсальность, высокая весовая отдача и маневренность. Два надежных поршневых двигателя мощностью по 325 л. с. конструкции И. М. Веденеева обеспечивают безопасность полета и хорошие экономические показатели. В случае остановки одного из двигателей Ка-26 может продолжать полет на одном работающем двигателе. Если даже допустить невероятный случай — одновременную остановку обоях двигателей, вертолет может совершить посадку на режиме авторотации. Простота обслуживания и неприхотливость двигателей позволяют эксплуатировать вертолет с неприспособленных площадок, даже пыльных и заболоченных. Лопасти несущих винтов изготовлены из прочных и долговечных стеклотканевых материалов и снабжены, как и лобовое стекло вертолета, надежной противообледенительной системой. Универсальность вертолета Ка-26 — его главная отличительная черта. Недаром его называют «летающим шасси». В комплект сменного оборудования, которое подвешивается к центроплану машины, входят пассажирская кабина, грузовая платформа и бункер для удобрений с аппаратурой для их распыления, рассеивания и разбрызгивания. В кабине — откидные сиденья для б пассажиров. Есть также ряд других вариантов вертолета — санитарный, спасательный для полетов над водой, геологический с поисковой аппаратурой, для контроля дорожного движения, для патрулирования лесных массивов и борьбы с очагами пожаров.
Однако наиболее широко Ка-26 применяется в сельском хозяйстве. В Венгрии эти машины постоянно эффективно эксплуатируются для опыления виноградников, защиты от вредителей фруктовых садов, овощных и зерновых культур, посадок картофеля. Ка-26 успешно работают в 15 странах различных климатических зон нашей планеты. Они экспортированы в Болгарию, Румынию, Японию, Швецию, Германию, Францию. На базе этой машины создан вертолет Ка-126, на котором в отличие от его предшественника установлен один высокоэкономичный газотурбинный двигатель вместо двух поршневых. Новый двигатель, новые конструкционные материалы позволили увеличить скорость и грузоподъемность машины. Новый вертолет заметно производительней прототипа, расходует меньше топлива. Летные испытания новой машины начались в октябре 1988 г. Несколько лет назад авиационная промышленность начала выпуск нового вертолета соосной схемы — Ка-32. Это всепогодная машина для ледовой разведки и транспортировки грузов. Генеральный конструктор С. В. Михеев в беседе с корреспондента- ми обратил внимание на ряд проблем, которые решались при создании Ка-32. Широкая эксплуатация в Арктике, на море сделала главным требованием возможность использования вертолета при любой погоде, он очень маневрен, очень компактен — занимает мало места на борту судна. И при этом обладает большой грузоподъемностью. Максимальный груз внутри кабины — 4 т, на внешней подвеске — 5 т. В кабине места для 16 пассажиров. Максимальная продолжительность полета — 4,5 ч. Большая энерговооруженность машины обеспечивает высокий уровень безопасности даже при отказе одного двигателя. Вертолет отлично зарекомендовал себя, работая бортовым ледовым разведчиком на атомном ледоколе «Сибирь», он участвовал в ликвидации последствий аварии в Чернобыле, работал на трелевке леса в горах, на тушении пожаров. Хорошие результаты дало использование Ка-33 на разгрузке судов у необорудованных берегов. Он получил высокие оценки на авиационных выставках во Франции, Польше, Испании. В ОКБ им. М. Л. Миля был создан в самом начале 70-х годов сверхтяжелый вертолет двухвинтовой поперечной схемы В-12. Его взлетная масса 100 т, грузоподъемность 40 т. Это большой груз даже для тяжелых самолетов. Четыре его газотурбинных двигателя развивают мощность 19110 кВт (26000 л. с.). ------------------------------------------------------------
Литература: Андреев И., Захаров А. ""Боевые самолеты"" 1992г. Попова С. ""Аэрофлот от А до Я"" 1986г."