Боевые вертолеты - Тактика вертолетного боя (часть 1)
Поскольку в боевых действиях, как правило, вертолеты используются обеими сторонами, вероятность борьбы вертолетов в воздухе достаточно высока. Для уничтожения вертолетов противника в США первоначально предполагалось привлечь часть самолетов тактической авиации — штурмовики и истребители, но испытания и учения показали неэффективность действий самолетов против вертолетов. Основные причины - сложность поиска и атаки малоскоростных целей, пролетающих непосредственно у земли, а также невозможность таких действий в сложных метеорологических условиях, так как метеорологический минимум боевых самолетов несколько больше, чем у вертолетов. Вследствие этого утвердилась концепция «вертолет против вертолета», согласно которой на вертолеты возложена борьба с вертолетами противника.
Для вертолетов характерны те же основные особенности воздушного ближнего боя, что и для самолетов, к вертолетам предъявляются одинаковые требования его ведения, в том числе: внезапность действий, распознавание и перехват целей на максимально возможной дальности, заход для атаки со стороны задней полусферы, высокая маневренность и быстрота реакции, сохранение динамики движения и способности в любой момент набрать нужную высоту, высокие разгонные характеристики, возможность наблюдения за окружающей обстановкой.
Тщательно изучив специфику воздушного боя, компетентные ведомства США отказались от разработки специального вертолета воздушного боя, и решают данную проблему путем учета особенностей тактики воздушного боя в конструкции и оборудовании современных и перспективных вертолетов, а также за счет установки на них оружия для ведения воздушного боя.
В США проводились испытания вертолетов различных типов и назначения, в ходе которых они выполняли многие виды маневров, характерные для воздушного боя самолетов, в том числе горизонтальные ножницы, маневр с полубочкой, набор высоты или пикирование с последующим разворотом, боковое скольжение, быстрое торможение, разгон и торможение на постоянной высоте, выход из пикирования с вращением вокруг продольной оси, развороты, наборы высоты, выход из набора высоты в горизонтальный полет, полет назад и ускоренный разворот с набором высоты. Результаты испытаний позволили оценить маневренность и скоростные возможности современных вертолетов, а также определить некоторые требования к характеристикам.
В качестве оружия воздушного боя для вертолетов рассматриваются пушка и управляемые ракеты класса «воздух — воздух». Боевое применение пушки сложнее, чем применение управляемых ракет, что объясняется следующими причинами. Для достижения приемлемой точности стрельбы из пушки, размещенной в турельной установке с широким сектором обстрела в горизонтальной и вертикальной плоскостях, необходимо выполнить коррекции по скорости цели и изменению дальности до нее за время полета снарядов, расчеты баллистических поправочных коэффициентов, коррекцию с учетом текущих параметров ветра, на компенсацию смещения центра тяжести и ориентацию вертолета в процессе ведения стрельбы и т д. Кроме того, по сравнению с самолетами у вертолетов менее жесткая конструкция крепления пушки к корпусу, поэтому деформации корпуса вносят непрерывно меняющуюся ошибку в положение линии визирования пушки. Исключается эта ошибка двумя способами. Первый из них заключается во введении жесткой механической связи пушки с прицельным устройством, что считается простым по своему принципу решением, но не совсем желательным для практической реализации, так как ограничивает сектор действительного огня. Поэтому, как более перспективный оценивается другой способ, предусматривающий математическое моделирование деформаций корпуса вертолета и их введение в вычислитель управления стрельбой, в котором производятся расчеты для коррекции положения линии визирования пушки.
Учитывая изложенные выше соображения, а также возможности получения больших по сравнению с пушкой дальностей поражения и использования всех преимуществ самонаведения, специалисты некоторых зарубежных стран отдают предпочтение управляемым ракетам как вертолетному оружию воздушного боя.
За рубежом воздушные бои подразделяются по дальности стрельбы (пуска ракет), по количеству участников и по виду (характеру).
По дальности стрельбы (пуска), в зависимости от характеристик установленного на летательных аппаратах оружия и возможности визуального или «приборного» (с помощью технических средств) обнаружения и слежения за противником, различаются бои на большой, средней и малой дальностях (ближний маневренный). Западные специалисты считают, что в будущей войне вертолеты будут вести главным образом ближние маневренные бои, так как в большинстве случаев будут находиться на зрительной связи. Поэтому их основным орудием должны быть ракеты малой дальности стрельбы и пушки (пулеметы).
По количеству участников воздушные бои бывают групповые и одиночные. Первые на определенной стадии боя распадаются на одиночные. Исходя из этого в военной авиации стран НАТО основное внимание при обучении летчиков вертолетов воздушному бою уделяется отработке одиночных боев.
Выбор вида боя — наступательный или оборонительный — зависит от поставленных перед экипажем задач, характера действий противника в других условий обстановки.
Если экипажу, обнаружившему воздушную цель первым, не удастся скрытно осуществить сближение и внезапно атаковать ее (противник замечает атакующего до выхода последнего на рубеж эффективного применения оружия), бой становится маневренным, так как наиболее надежным средством защиты является энергичный маневр для выхода в безопасную зону и занятия выгодного для атаки положения.
Как известно, ближние маневренные бои вели истребители в первой и второй мировых войнах, а также в так называемых локальных войнах 50—70-х годов. Поэтому на Западе при разработке тактики боев вертолетов широко использовался опыт истребителей. В частности, у последних были заимствованы основные положения и типовые виды маневров при ведении как одиночного, так и группового боя.
Пушечный бой обязывает летчика знать принципы данного боя. К основным принципам относятся стремление иметь преимущество в высоте и скорости полета и стремление занять определенное положение в пространстве относительно вертолета противника — выйти в область возможных атак, находящуюся в задней полусфере и имеющую ограниченные размеры, которые обусловливаются дальностью и ракурсом эффективной стрельбы.
Перед летчиком (экипажем), получившим начальное тактическое преимущество, ставится следующая задача: вывести свой вертолет в область возможных атак с целью применения оружия. Обороняющийся должен совершить такой маневр, чтобы не допустить этого, а в последующем самому перейти к наступательным действиям или успешно выйти из боя. Атакующий и обороняющийся экипажи маневрируют в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Как показывает опыт боев, количество типовых маневров при этом не бесконечно, а исчисляется примерно двумя десятками. Поэтому все действия должны быть отработаны экипажами, чтобы в создавшейся обстановке летчики могли выполнять их, не задумываясь — выработать как бы рефлексную ответную реакцию на действия противника. Для экипажей противотанковых вертолетов наиболее характерным считается оборонительный воздушный бой, для более легких (истребительных) — наступательный.
Для обороняющегося в бою выработаны свои правила, главное из которых — разворот не «от», а «на» противника, чтобы быстрее вывести последнего из области возможных атак своего вертолета. Так, если противник находится на дальности, превышающей величину двух радиусов разворота, то необходимо выполнять установившийся (без потери скорости) разворот. Когда расстояние меньше, то летчик должен совершать форсированный разворот с потерей скорости («торможение»). При этом снижается уровень энергии вертолета, которой может не хватить для активных действий. Однако для увеличения угловой скорости в критическом положении при необходимости быстрейшего вывода противника из области возможных атак и уклонения от его огня форсированный разворот является наиболее эффективным. В иностранной военной прессе приводились некоторые приемы воздушного боя вертолетов, которые отрабатывались летчиками в процессе прохождения специальных программ и на тактических учениях. Особое внимание обращалось на бой между разнотипными вертолетами (например, тяжелым и более легким маневренным, когда каждая сторона придерживается наиболее выгодной для себя тактики).