Взлет завершается набором высоты и разгоном. Эти две цели обычно достигаются одновременно, т. е. высота набирается по наклонной траектории при непрерывном увеличении скорости движения по этой траектории.
Эффективность выполнения рассматриваемого переходного режима полета определяется главным образом избытком мощности силовой установки.
Мощность, потребная для подъема вертолета по наклонной траектории, больше мощности, потребной для горизонтального полета с той же поступательной скоростью. Ведь в режиме набора высоты часть мощности затрачивается на перемещение вертолета по вертикали, т. е. на создание вертикальной скорости. В свою очередь избыток мощности уменьшается при увеличении высоты полета (свыше расчетной по высотности двигателей) и температуры наружного воздуха. При этом соответственно уменьшается и наивыгоднейшая скорость набора высоты.
При нормальных полетной массе вертолета и атмосферных условиях набор высоты выполняется обычно на номинальном режиме работы двигателей с постоянным значением общего шага НВ. Однако после превышения высотности двигателей приходится, как правило, увеличивать режим их работы вплоть до взлетного. Это сопровождается уменьшением частоты вращения НВ по сравнению с номинальным стабилизированным значением. Дальнейшее отклонение вверх рычага «шаг—газ» уже недопустимо, так как вызовет еще большее уменьшение указанной частоты вращения и перетяжеление НВ. Наоборот, для сохранения частоты вращения НВ в допустимых пределах часто приходится уменьшать общий шаг и режим работы двигателей плавным отклонением рычага «шаг—газ» вниз.
В случае набора высоты практического потолка полета следует иметь в виду непрерывное уменьшение вертикальной скорости и угла наклона траектории, т. е. энергетический переход в режим горизонтального полета.
Разгон вертолета начинают плавным отклонением рычага «шаг — газ» вверх и ручки управления от себя. Возросшие при этом тяга НВ и мощность двигателей обеспечивают сохранение заданной высоты полета и создание пропульсивной силы НВ непосредственно для разгона. По мере увеличения скорости при отрицательном угле атаки тяга НВ уменьшается, а продольная сила НВ и лобовое сопротивление корпуса возрастают, что требует все большего «подтягивания» общего шага НВ и мощности двигателей.
При выполнении разгона на малой высоте во избежание недопустимой «просадки» вертолета важно соблюдать правильную последовательность действий органами управления: вначале отклонить вверх рычаг «шаг—газ», а затем от себя ручку управления, но не наоборот. После достижения взлетной или заданной номинальной мощности двигателей дальнейший разгон на постоянной высоте полета обеспечивается исключительно наклоном корпуса вертолета в продольной плоскости согласно динамическим балансировочным характеристикам. При уменьшенных, по сравнению с балансировочными значениями, отрицательных углах тангажа, вертолет набирает высоту, при увеличенных, снижается в процессе разгона. Последнее обстоятельство нужно иметь в виду при выполнении разгона после взлета на малой высоте над рельефом местности. Важно помнить, что вследствие затяжеления НВ при больших значениях увеличение мощности двигателей для автоматического поддержания может происходить и независимо от пилота при постоянном положении рычага «шаг—газ». ------------------------------------------------------------