"Более четырех десятилетий назад появился первенец советского серийного вертолетостроения — Ми-1. Миллионы часов налетали эти маленькие машины конструктора М. Л. Миля. Ми-1 применялись в лесном и сельском хозяйстве, для перевозки почты и пассажиров. В 1957 г. вертолеты Ми-1 строились в Польше. Нашими и польскими летчиками на этих машинах было установлено 23 мировых рекорда. Следующим советским серийным вертолетом одновинтовой схемы стал получивший широкую известность вертолет Ми-4. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе эта машина была удостоена золотой медали. Она выпускалась в транспортном, пассажирском, санитарном и сельскохозяйственном вариантах. Вертолет экспортировался в значительных количествах в 34 страны мира. Он обслуживал вертолетные авиалинии на Черноморском побережье Кавказа, в Крыму, Средней Азии, Дагестане, на Дальнем Востоке. Ми-4 широко использовался нефтяниками, геологами, строителями. В шестидесятые годы в ОКБ М. Л. Миля были созданы легкие и средние вертолеты, имевшие по два турбовинтовых двигателя. Это позволило значительно улучшить характеристики машин, повысить их надежность, безопасность, комфортабельность. Так, например, вертолет Ми-2, серийный выпуск которого начался в 1966 г., похож на Ми-1. У них примерно одинаковые размеры. Весьма схожи турбовинтовой Ми-8 и его предшественник Ми-4. Но благодаря небольшим по размерам, легким и в то же время мощным газотурбинным двигателям заметно улучшились данные этих вертолетов до сравнению с их прототипами. Ми-2 берет на борт 8 пассажиров вместо 2—3 на Ми-1. А Ми-8 рассчитан на 28—32 пассажира (на Ми-4 только 11—12). Машины имеют большую скорость, они значительно экономичнее прежних. Наличие двух двигателей значительно повышает безопасность полетов. С полной нагрузкой вертолет Ми-2 может продолжать полет на одном двигателе. Электротермическая противообледенительная система и система отопления кабины позволяют эксплуатировать Ми-2 в Арктике и Антарктиде. В сельскохозяйственном варианте его работа обходится вдвое дешевле, чем работа Ми-1, а производительность машины почти в 5 раз выше. На этом вертолете был установлен мировой рекорд скорости для легких вертолетов по 100-километровому замкнутому маршруту — 257 км/ч. Конструкторы ОКБ М. Л. Миля позаботились и о нуждах санитарной авиации. Ми-2 в санитарном исполнении вмещает четверо носилок с больными и кресло для врача или медсестры, а Ми-8 может быть превращен в небольшой летающий госпиталь — он поднимает 12 носилок с больными и имеет место для медработника. Ми-8 вдвое превосходит Ми-4 по коммерческой нагрузке, объему пассажирской или грузовой кабины и по скорости полета. А основные габариты — диаметры несущего и хвостового винтов, высота, длина и ширина машины вместе с винтами — у Ми-8 и Ми-4 примерно одинаковы. Дальнейшим развитием вертолета Ми-8 стала в 80-х годах новая, весьма совершенная машина Ми-17. Внешне эти машины выглядят почти одинаково. Главное — в установке новых, еще более мощных двигателей — ТВЗ-117МТ. Мощность каждого — 1617 кВт (2200 л. с.). Они позволили значительно повысить летно-технические характеристики вертолета. Вдвое повысился статический поток машины, более чем вдвое — дальность полета с полезной нагрузкой 4 т. Вертолет Ми-17 полностью автономен на аэродромах. Вспомогательная силовая установка машины обеспечивает электроснабжение всех ее систем и запуск основных двигателей. Эффективности нового вертолета способствует и установка более совершенного навигационного оборудования. Вертолет-госпиталь Ми-17 оснащается современным медицинским оборудованием. Потребность в таких машинах очень велика.
Большой известностью во всем мире пользуется тяжелый вертолет Ми-6 и созданный на его базе Ми-10. Они давно выпускаются серийно и более 25 лет успешно эксплуатируются в народном хозяйстве. Ми-6 — первый в мире вертолет, на котором была превышена скорость 320 км/ч, считавшаяся многими специалистами вообще недостижимой для вертолетов. И это при огромных размерах машины и большой грузоподъемности. Длина машины почти 42 м, диаметр несущего винта 35 м, взлетная масса 42,5 т, коммерческая нагрузка 12 т, общая мощность двух двигателей 8085 кВт (11000 л. с.). За рекорды скорости и грузоподъемности, установленные на этом вертолете, его создателям присужден международный приз им. Сикорского. Особую роль сыграл Ми-6 в освоении новых нефтяных месторождений в жарких песках Каракумов и в тундре дальнего Севера, его широко используют в Тюменском, Красноярском, Якутском, Дальневосточном, Магаданском, Архангельском и многих других районах, он хорошо зарекомендовал себя в небе Чехо-Словакии, Франции, Болгарии и других стран. Вертолет Ми-10, разработанный на базе Ми-6,— это тяжелый летающий кран. Высокое 4-метровое шасси вертолета-крана со специальными устройствами позволяет быстро и удобно крепить разнообразные грузы, Максимальные габариты груза, который вертолет МОДЕСТ перевозить на платформе, крепящейся гидрозахватами: длина 20 м, ширина 8 м и высота 3,1 м. В кабине вертолета могут разместиться 28 человек — команда, сопровождающая груз. Этой замечательной машине до появления вертолета В-12 принадлежал абсолютный мировой рекорд грузоподъемности — 25 т. Нормальная коммерческая нагрузка — 15т. Груз массой 12 т Ми-10 может доставить за 250 км. Под носовой частью фюзеляжа установлена телекамера, которая позволяет пилоту наблюдать за грузом, подвешенным на внешней подвеске. Вариант этой машины Ми-10к (облегченный, «коротконогий»), предназначенный специально для строительно-монтажных работ, имеет под фюзеляжем кабину-фонарь для второго пилота, который при монтажных работах берет управление на себя и руководит точной установкой груза в нужное место. Именно с помощью такого вертолета в 1988 г, около Ярославля была смонтирована за 10 дней вместо обычных 6—7 мес. телевизионная башня высотой 250 м. Новый тяжелый вертолет ОКБ им. М. Л. Миля Ми-26 был одним из экспонатов, вызвавших наибольший интерес на 34-м международном авиасалоне в парижском аэропорту Бурже. Максимальная взлетная масса этой машины 56 т. Она транспортирует в грузовой кабине или на внешней подвеске груз массой 20 т. В этом вертолете применены оригинальные конструкторские решения, он оснащен современным пилотажно-навигационным комплексом и системой автоматического управления. Ми-26 обеспечивает высокую экономическую эффективность, надежен и прост в эксплуатации. Вертолеты ОКВ им. М. Л. Миля очень широко используются в нашей стране, они закуплены авиакомпаниями 40 стран мира. Только машин Ми-8 продано за границей более полутора тысяч, сотни Ми-2, Ми-4» Ми-6 трудятся в Европе, Азии, Южной Америке, Африке. ------------------------------------------------------------
Литература: Андреев И., Захаров А. ""Боевые самолеты"" 1992г. Попова С. ""Аэрофлот от А до Я"" 1986г."