"Непрерывный бурный рост потока пассажиров на линиях Аэрофлота, невозможность все больше сжимать интервалы между взлетами (или посадками) в наиболее напряженных аэропортах, где частота взлетов или посадок порой достигает частоты, с которой подходят поезда к перронам станций московского метро, потребовали создания в нашей стране, как это ранее произошло в США и Западной Европе, широкофюзеляжных самолетов невиданной дотоле вместимости. В ОКБ им. С. В. Ильюшина под руководством генерального конструктора Г. В. Новожилова был создан магистральный самолет для авиалиний средней дальности Ил-86, вмещающий 350 пассажиров. Свой первый регулярный рейс он совершил на линии Москва — Ташкент в декабре 1980 г. Ныне самолеты Ил-86 летают на многих наиболее загруженных линиях нашей страны, они обслуживают международные линии Москва — Париж, Москва — Рим, Москва — Франкфурт-на-Майне, Москва — Ханой и другие. Дальность полета Ил-86 при коммерческой нагрузке 40 т составляет 3600 км, его крейсерская скорость — 900— 950 км/ч. Удельный расход топлива четырех мощных двигателей самолета не больше, чем у ветерана — турбовинтового Ил-18. Самолет «двухэтажный» — нижняя палуба предназначена для размещения багажа, который пассажиры оставляют на полках, поднимаясь на верхнюю па- лубу. Пассажиры размещаются в 3 просторных салонах шириной по 6 м и высотой около 3 м. Эта машине позволяет быстро наращивать перевозки пассажиров. Только за один 1988 г. количество пассажиров Аэрофлота увеличилось на 5 млн. и достигло огромной цифры — 124 млн. В 1989г. наиболее экономичные самолеты Ил-86, Ту-154М и Як-42 появились еще на 26 авиатрассах, их доля в общем объеме перевозок по воздуху превысила 20%. Самолеты гражданской авиации связывают тысячи городов и поселков России и других стран бывшего СССР, они летают в 125 аэропортов почти 100 стран мира. Новые грузовые самолеты с турбовентиляторными двигателями созданы в ОКБ им. О. К. Антонова. Ан-72 предназначен для перевозки грузов на трассах небольшой и средней протяженности. С грузом 10 т он летает на расстояние 1200 км со скоростью 720 км/ч. Два двигателя (тягой по 65 кН) установлены над крылом. Это способствует сокращению длины разбега, к тому же в них не попадают камешки, песок, льдинки — ведь Ан-72 эксплуатируется с грунтовых аэродромов. Шасси самолета хорошо приспособлено для посадки на неровные площадки. В грузовом отсеке самолета можно поддерживать пониженную температуру, необходимую для перевозки скоропортящихся грузов. На базе этого первого реактивного самолета ОКБ им. О. К. Антонова в последние годы создан Ан-74. Внешне он очень напоминает своего предшественника, но имеет ряд отличий. Эта машина предназначена главным образом для эксплуатации в Арктике и Антарктике. Она нужна для ледовой разведки и проводки судов в высоких широтах, для перевозки грузов на полярные дрейфующие станции и в другие места на Крайнем Севере, для работы на научных станциях Антарктиды. Самолет может Эксплуатироваться с размокших грунтовых, галечных, ледовых и заснеженных аэродромов, он прост и удобен в управлении. Усиленная противообледенительная система самолета включает воздушно-тепловую, электротепловую и жидкостную подсистемы.
Самолет оснащен эффективным радиоэлектронным и пилотажно-навигационным оборудованием. Он испытывался в Якутии и на Чукотке, на Земле Франца-Иосифа и Б Антарктиде. Во время испытаний он доставил грузы для советско-ванадской лыжной трансантарктической экспедиции. На Украине в ОКБ им. О. К. Антонова вслед за турбовинтовым богатырем «Антеем» и ныне под руководством генерального конструктора П. В. Балабуева продолжаются традиции создания тяжелых и сверхтяжелых самолетов. Теперь они оснащаются турбореактивными двигателями. В 1985 г. на авиасалоне в Бурже (Франция), в 1986 г. на авиационных выставках в Ванкувере (Канада) и Сиднее (Австралия) всеобщее внимание привлек огромный самолет Ан-124 «Руслан». Взлетная масса этой машины более 400 т! На выставку в Ванкувер он прилетел без посадки, покрыв за 14 ч 12,5 тыс. км. На выставке в Сиднее, кроме Ан-124, и демонстрировались еще два наших экспоната — спортивный самолет Су-26М и вертолет Ка-32. Оба они прибыли на выставку... в чреве «Руслана» Перевозил он, однако, грузы и потяжелее и побольше, например рабочее колесо для Таш-Кумырской гидроэлектростанции массой 80 т, огромные карьерные самосвалы в Полярный. На «Руслане» установлено много мировых рекордов, в том числе подъем груза массой более 171 т на высоту 10 750 м. В мае 1987 г. «Руслан» за 25 ч 30 мин покрыл без посадки расстояние в 20151 км. Так был побит рекорд дальности полета. Несмотря на огромную массу, Ан-124 легко взлетает благодаря мощным турбовентиляторным двигателям, созданным специально для «Руслана» в ОКБ генерального конструктора В. А. Лотарева, и весьма совершенной аэродинамике самолета. В конструкции Ан-124 использовано немало легких и прочных композиционных материалов, на самолете применено четырехкратное резервирование жизненно важных систем. На его борту работают 34 ЭВМ. В феврале 1988 г. «Руслан» начал перевозку на трассе Москва — Владивосток челночных грузов, следующих из Японии в Западную Европу и обратно. Но, оказывается, и Ан-124 не предел. Продолжая традиции строительства тяжелых самолетов, которые начались в нашей стране еще с «Русского витязя» и «Ильи Муромца», в ОКБ им. О. К. Антонова вслед за огромными «Антеем» и «Русланом» под руководством П. В. Валабуева создали гигант гигантов, самолет специального назначения, под названием «Мрия» («Мечта»). Действительно, кажется, только в мечтах можно было представить себе самолет со взлетной массой 600 т, самолет, способный в одном рейсе перевезти груз массой до 250 т со скоростью 800 км/ч. Но вот мечта стала явью. В декабре 1988 г. «Мрию» выкатили на старт. В конце марта 1989 г. за один полет на Ан-225 было установлено сразу 109 мировых рекордов! Это и рекорд максимальной взлетной массы, который до того принадлежал американскому «Боингу-747-400» и составлял 404,8 т («Мечта» на взлете имела массу на 104 т больше), и ряд других рекордов. С огромным грузом самолет поднялся на высоту 12410 м. Однако и рекорды, и огромные размеры самолета (длина фюзеляжа 84 м, размах крыла более 88 м, высота 18 м — высота шестиэтажного дома) не самоцель. Ан-225 создан для перевозки тяжелых, особо крупногабаритных грузов.
Одним из главных толчков к постройке этой огромной машины явилась потребность в перевозке на космодром космических кораблей многоразового использования «Буран» и блоков ракеты-носителя «Энергия». «Мрия» будет перевозить также буровые вышки, ректификационные колонны для производства криогенных топлив и другие уникальные грузы. Впрочем, «Мрию» выгодно использовать и просто для тяжелых грузов. Ведь в ее грузовой кабине могут разместиться 16 тяжелых морских контейнеров международного стандартного типа или 80 автомобилей «Жигули». Стоимость перевозки получается на 30% дешевле, чем на «Руслане», а для взлета и посадки пригодны те же взлетно-посадочные полосы, что и для «Руслана». Очень важная особенность Ан-225 та, что грузы на нем можно перевозить как внутри самолета, так и снаружи, закрепляя их на специальных узлах на «спине» самолета. Ведь «Буран» ни в какой гигантский фюзеляж не влезет! На «спине» «Мрия» может нести грузы длиной до 80 м и диаметром до 10 м. Этому способствует и конструкция хвостового оперения — два шайб-киля разнесены на концы стабилизатора с размахом почти 30 м, площадь его приближается к площади крыла тяжелого транспортного самолета Ил-76. Ан-225 имеет шесть мощных двигателей Д-18Т тягой по 243 кН каждый. В баки самолета заливается топливо массой 200 т. В его конструкции использованы новые, особо прочные материалы, применены цельные крупногабаритные элементы — катаные плиты, прессованные панели, поковки и штамповки. Все это значительно повышает надежность машины, В этом уникальном самолете много и других новшеств. Летом 1989 г. «Мрия» стала звездой авиасалонов в Ле-Бурже (Франция) и в Канаде. «Мрия» — не только самолет сегодняшнего дня, он наверняка сохранит свою роль до конца нашего века и встретит XXI век. Навстречу новому веку на подходе и новое поколение пассажирских самолетов. Некоторые из них уже проходят летные испытания и скоро должны принять первых пассажиров, другие скоро испытают прелесть первого полета, В сентябре 1988 г. начались испытания самолета-аэробуса Ил-96-300. Он предназначен для дальних авиатрасс длиной 9—11 тыс. км, лайнер рассчитан на 300 пассажиров. Эта машина придет на смену самолету Ил-62. Очень важно, что новый самолет в 2 раза экономичнее, чек Ил-62, и в 1,5 раза, чем Ил-86. Четыре турбовентиляторных двигателя ОКБ П. А. Соловьева тягой по 160 кН каждый потребляют значительно меньше топлива, чем двигатели Ил-86. Важно и то, что они создают очень мало шума. Самолет оборудован весьма совершенной пилотажно-навигационной системой. Вся необходимая летчику информация выводится на шесть экранов-дисплеев. В конструкции самолета широко использованы новые композиционные материалы. Трансконтинентальный Ил-96 преодолеет расстояние от Москвы до Вашингтона без промежуточной посадки- Скорость нового дальнего магистрального самолета 900 км/ч. Этот красавец самолет обещает быть весьма конкурентоспособным на мировом авиационном рынке. В апреле 1990 г. Ил-96 совершил за 8 ч перелет из Москвы на Дальний Восток на расстояние 7000 км. Идут испытания и нового самолета для линий средней дальности — Ту-204, созданного в ОКБ им. А. Н. Туполева. Тут тоже надо прежде всего сказать об экономичности. Она на 35% выше, чем у Ту-154М. Самолет будет перевозить 214 пассажиров на авиалиниях протяженностью 3—4 тыс. км.
Предполагается, что этот самолет будет в будущем перевозить немногим меньше половины всех пассажиров Аэрофлота. Машина оснащена самыми современными электронными системами и приборами, она обладает высокой надежностью, обеспечит высокий уровень комфорта для пассажиров. Максимально унифицирован с Ту-204 будет и проектируемый Ту-334 — стоместный самолет для линий протяженностью до 2000 км. Полным ходом идут испытания и нового самолета ближних трасс — Ил-114. Свой первый вылет он совершил с подмосковного аэродрома в г. Жуковском 29 марта 1990 г. Он будет перевозить 60—64 пассажира на расстояние до 1 тыс. км. Два самых новых двигателя мощностью по 1 837 500 кВт (2,5 тыс. л. с.) обладают очень высокой экономичностью. Масса самолета 21 т. Он может эксплуатироваться с небольших грунтовых аэродромов. В кабине экипажа (2 чел.) вместо множества приборов — пять экранов дисплеев. Такая машина очень нужна и в районах Крайнего Севера, в Арктике и Антарктиде. Серийное производство новых машин началось на Ташкентском самолетостроительном заводе. Этот самолет обладает всеми высокими качествами самолетов нового поколения, которым предстоят работа на грани второго и третьего тысячелетий нашей эры. Авиация — это не только пассажиры и грузы, скорость и дальность, оборона страны: самолеты и вертолеты удобряют поля, помогают гасить лесные пожары, ведут разведку косяков рыбы, проводят суда сквозь льды, помогают регулировать движение на дорогах, обеспечивают неотложную медицинскую помощь и делают еще многое другое. Наш XX в. стал веком полета в буквальном смысле этого слова. Авиация стала неотъемлемой частью жизни человечества. Несколько лет назад в ОКБ им. Туполева начались работы по созданию самолетов, использующих необычные для авиации виды топлива. На самолете Ту-155 в одном из двигателей конструкции Н. Кузнецова использовалось экологически чистое и высокоэффективное топливо — жидкий водород, охлажденный до температуры —250°С. Другим самолетом, не загрязняющим атмосферу, может стать летательный аппарат, двигатели которого будут работать на сжиженном газе. Работа по такому экспериментальному самолету Ту-156 также ведется в старейшем отечественном ОКБ им. Туполева. ------------------------------------------------------------
Литература: Андреев И., Захаров А. ""Боевые самолеты"" 1992г. Попова С. ""Аэрофлот от А до Я"" 1986г."