"С каждым днем все труднее встретить человека, не испытавшего прелесть полета. Самолеты перевозят миллионы пассажиров и тысячи тонн срочных грузов. Высоко в небе нередко мы видим едва различимый серебристый треугольник, выписывающий белым по голубому огромную петлю,— это несет вахту страж нашего неба — истребитель-перехватчик. Бурно развивается авиация. На протяжении жизни одного поколения самолеты превратились из несуразных «летающих этажерок» в гигантские воздушные корабли, с огромными скоростями бороздящие небо. Достижения нашей авиации возникли не на пустом месте. У отечественных конструкторов, ученых и летчиков богатые традиции и славная история. Еще на заре развития авиации в России были созданы весьма совершенные по тому времени тяжелые самолеты. Зимой 1912— 1913 гг. на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге под руководством Игоря Сикорского был построен и летом 1913 г. испытан первый в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь». Он был гораздо больше любого другого самолета тех лет. Размах верхнего крыла достигал 27 м, масса самолета 4,2 т. Появление «Русского витязя» сыграло большую роль в развитии авиации. В том же 1913 г. построен самолет «Илья Муромец» конструкции Сикорского. В отличие от «Русского витязя» он был не единственным опытным образцом: до 1918 г. было выпущено около 80 самолетов. На первом образце «Ильи Муромца» установлено несколько рекордов грузоподъемности. 12 февраля 1914 г. состоялся полет с 16 пассажирами на борту — по тем временам достижение невиданное! Во время полета по крылу могли ходить люди, не нарушая равновесия самолета. Размах верхнего крыла некоторых < Муромцев» достигал 34,5 м, а полетная масса 5 и даже 7,5 т. Самолеты «Илья Муромец» использовались во время первой мировой войны как тяжелые бомбардировщики. Некоторые из них совершили десятки боевых вылетов. Осенью 1915 г, один из них впервые в истории авиации поднял в воздух и сбросил бомбу громадной для того времени массы — 25 пудов (410 кг). Самолеты имели для защиты совершенные для тех лет пулеметы. В декабре 1918 года, в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи, был создан Центральный аарогидродинамический институт (ЦАГИ). Впоследствии он стал крупнейшим научным авиационным центром. Одним из основателей ЦАГИ вместе с «отцом русской авиации» Н. Е. Жуковским был А. Н. Туполев — впоследствии прославленный конструктор многих самолетов.
В ноябре 1925 г. испытан в воздухе первый в мире цельнометаллический тяжелый бомбардировщик-моноплан конструкции Туполева — АНТ-4 (ТБ-1). Он стал прототипом всех многомоторных бомбардировщиков, построенных по схеме свободно несущего моноплана. Осенью 1929 г, на серийном самолете ТБ-1 «Страна Советов» совершен перелет Москва — Нью-Йорк. Маршрут перелета: Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-на-Камчатке — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк. С самолетами этого типа проводили интересные опыты, некоторые из них предвосхитили крупные технические достижения наших дней. В 1922—1935 гг. это были опыты по дозаправке горючим в воздухе. В 1933 г. на ТБ-1 были установлены ускорители взлета — пороховые ракеты под крылом. Эксперименты эти прошли успешно — в октябре 1933 г. во время испытаний самолета с ускорителями удалось резко сократить длину разбега. Полетная масса ТБ-1 достигала 9 и даже 12 т. 22 декабря 1930 г. летчик Михаил Громов, завоевавший впоследствии мировую славу, испытал новый тяжелый воздушный корабль конструкции Туполева — АНТ-б (ТБ-3). Он имел дальность беспосадочного полета свыше трех тысяч километров, полетную массу 19,5 т, размах крыла достигал 42 м. Разные модификации этого самолета выпускались серийно в 1932—1937 гг. Их было построено 820. На этом самолете совершались полеты с грузом до 12 т. В 1936 г. известный советский летчик Андрей Юмашев совершил на ТБ-3 рекордный полет на высоту около 9 км с грузом 5 т! К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 как бомбардировщик устарел и чаще всего применялся в качестве военно-транспортного и десантного самолета. Он перевозил по 30—35 парашютистов. Под самолет подвешивались и сбрасывались на парашютах грузовики, пушки, танкетки и другие грузы. С самолетами ТВ-1 под руководством инженера Владимира Вахмистрова проводились интересные опыты, которые назывались «звено». Он превращался в самолет-носитель. На нем закрепляли несколько легких самолетов. При взлете работали двигатели всех самолетов. Первый полет ТБ-1 с двумя истребителями, установленными на его крыле, состоялся 3 декабря 1931 г. В воздухе истребители отделились и летали самостоятельно. Один из них пилотировал прославленный впоследствии Валерий Чкалов. В ноябре 1935 г. был выполнен еще более удивительный эксперимент